От Балтики до Черного моря или как построить щит Европы

Europe. DELFI / Mindaugas Ažušilis

В последнее время много говорят о европейских перспективах Украины и Молдовы в контексте решения Европейских институций касательно предоставления статуса стран-кандидатов на вступления в ЕС. Безусловно, это является важным шагом на пути сближения сторон в современных региональных и геополитических реалиях. 

Вместе с тем, предоставление статуса кандидата носит в значительной степени политический характер. Этот жест является признаком консолидированной поддержки Украины со стороны всего Европейского союза, не зависимо от того, в какой части Европы находится та или иная страна, которая различными путями поддерживает украинцев.

Однако возникает вопрос, что дальше? Что ждет Европу и Украину после предоставления этого статуса. Очевидно, что будущий формат ЕС и место в нём Украины, а также формат партнерства Украины с Европейским Союзом в ближайшем будущем, зависит от исхода и протекания войны в Украине и общей парадигмы будущей континентальной системы безопасности в Европе.

В условиях военной экспансии Российской Федерации в Европе, ключевая роль в вышеуказанной новой системе безопасности отведена странам Черноморско-Балтийской оси. Соответственно, вся территория от Балтики до Черного моря является зоной потенциальных военных ударов, провокаций, манёвров и т.д. со стороны Российской Федерации. После начала захватнической войны России против Украины создалась реальная угроза нарушения баланса сил всего периметра безопасности стран, как ЕС, так и НАТО, которые находятся в ареале Черного и Балтийского морей. Именно эти обстоятельства заставили пересмотреть высшее руководство Финляндии и Швеции свои внешнеполитические ориентиры относительно военного нейтралитета в пользу интеграции с Альянсом.

Швеция и Финляндия подали заявку на членство в НАТО 18 мая 2022 года. После этого, в рамках саммита НАТО в Мадриде 28-30 июня 2022 года почти все члены альянса выступили за принятие этих двух стран. Вышеуказанные обстоятельства также заставили ЕС изменить своё отношение к Украине и как результат, фактически, за четыре месяца предоставив Украине статус кандидата. Ранее аналитики говорили, что это может занять несколько лет. Очевидно, что война РФ против Украины заставляет изменить прежние подходы, которые господствовали в бюрократической системе Европы.

Вместе с тем, большинство военных экспертов, как в Украине, так и в мире отмечают, что в ближайшие полгода военные действия в Украине и на Донбассе, в частности, будут продолжаться. Это подтверждается тем, что, например, переговорные позиции, как Украины, так и России, на сегодняшний день диаметрально противоположны и украинская сторона в ближайшее время ни при каких обстоятельствах не будет вести переговоры с Россией на ее условиях. Кроме того, события на фронте указывают на то, что блицкриг по захвату Украины Россией не удался и украинская армия показала высокий уровень боеспособности и морального духа, а гражданское общество Украины показало высочайший уровень самоорганизации: бесчисленное количество фондов, хабов, волонтерских и других общественных организаций, были созданы без участия политиков при поддержке лидеров общественного мнения или простых украинских граждан.

Эти факторы не были учтены режимом Путина при планировании военной операции в Украине. Точно также, как не были учтены стойкость армии и сила гражданского общества при планировании Сталиным военной кампании 1939-40 гг. против Финляндии.

Поняв провал своей первоначальной тактики высшее военно-политической руководство РФ перешло к тактике террора.  Использование иранских дронов-камикадзе для атаки на Киев и другие города Украины является новым элементом тактики террора населения Украины. Несмотря на смертоносность атак дронов, среди население крупных городов не наблюдается паники, которая была, например, в первые недели войны, когда много людей покинуло Киев и территорию Украины.

Таким образом, подобная тактика РФ также не принесет ей желаемых результатов. Более того, многие страны Запада в таких обстоятельствах идут на расширения военной и гуманитарной поддержки Украины. Это, в свою очередь, будет способствовать замедлению военной активности российской армии и, скорее всего, с политической точки зрения война России против Украины для самих россиян постепенно будет приобретать все более бессмысленный характер, так как абсолютное большинство украинцев полностью исключают вариант московского политического господства над собой. 

Подобное развитие событий будет подталкивать страны Черноморско-Балтийской оси к более тесному сотрудничеству, независимо от того, какую позицию по поводу России и Украины будут занимать страны Западной Европы, которые территориально находятся далеко от военных действий. Сотрудничество между Украиной, Словакией, Чехией, Польшей Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией и Швецией, Румынией и Молдовой, а также, возможно, с Турцией, будет выходить на качественно новый уровень. Другими словами, естественным образом будет формироваться новая коалиция стран, способных противодействовать экспансии России вглубь Европы. Именно вышеуказанные страны будут активно способствовать сближению Украины с ЕС в разных политических и военных форматах.

Уже за последние 8 месяцев видно, что, например, словацко-украинские, украинско – литовские и украинско-польские отношения вышли на новый качественный уровень по всем направлениям – политики, военного сотрудничества, культуры, бизнеса. Обстоятельства заставляют пересматривать свое отношения с Украиной и другие страны Северной Европы. Возможная дестабилизация Россией Балтийского направления (Литва, Калининград, Сувалкский коридор) будут подталкивать Северные страны к более тесному сотрудничеству с Украиной, потому что это единственная европейская страна, армия которой имеет боевой опыт сдерживания российской военной машины на современном этапе.

Гражданские общества этих стран проявили большой интерес и оказали поддержку украинцам за последние восемь месяцев – голосование за все инициативы общеевропейского характера, направленные на укрепление обороноспособности Украины, помощь переселенцам и адаптация их, гуманитарная помощь и военная помощь ВСУ и т.д. Вышеуказанная активность со стороны перечисленных стран ЕС подтверждает интерес и признание Украины как качественно нового партнера в вопросах безопасности и политики.

Бузаров Андрей Игоревич, младший научный работник кафедры государственного управления и политических наук Клайпедского университета, кандидат философских наук.

You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES