В основном в него попали люди, которые обвиняются по политическим статьям. Поговорили с известным метал-музыкантом о том, как он попал в список и что об этом думает.
Власти Беларуси в конце октября признали экстремистами 625 человек за раз, и это – рекорд. Всего в списке около полутора тысяч человек, и все внесены туда за 2022 год.
Кто эти люди? В основном они осуждены и находятся в тюрьме по политическим статьям, некоторые – отсидели или бежали за границу. Есть те, кого добавляют семейными парами, а одного человека добавили даже дважды.
Кроме списка физических лиц-экстремистов, существуют списки экстремистских материалов и экстремистских организаций (их можно скачать на сайте Министерства внутренних дел, но только с территории Беларуси, с беларусским IP). Ещё есть список террористов и террористических организаций. Туда тоже можно попасть за политическую активность.
Внимательно почитав все эти документы, беларусы могут найти там медийных персон, знакомых или даже родственников. Например, среди экстремистов есть философ Владимир Мацкевич из «Центра европейской трансформации» и один из самых известных редакторов русскоязычной Википедии Марк Бернштейн из Беларуси.
Экстремистской организацией признана команда бывшего кандидата в президенты на выборах-2020 Валерия Цепкало. Экстремистскими материалами – почти все независимые СМИ, а также соцсети нынешнего советника президента Украины Алексея Арестовича. В список террористов и террористических организаций входит Светлана Тихановская и некоторые люди из её команды.
«Ощущения противоречивые – но, думаю, мне понравится»
На сообщения о том, что они в списке экстремистов, люди реагируют по-разному. Кто-то говорит, что уже ничему не удивляется и что хуже всё равно некуда. Других веселит сам факт. Среди таких Владислав Новожилов aka Lesley Knife – известный в Беларуси метал-музыкант, ранее – вокалист группы Gods Tower. Его внесли в список 28 октября.
Суд дал музыканту три года тюрьмы за комментарий под видео, оставленный в августе 2020 года. В комментарии он написал, что один представитель местной власти «крайне глупый боров». По словам Владислава, мужчину оскорбило слово «глупый», а экспертиза подтвердила его правоту. В сентябре 2021 года Владислав Новожилов должен был начать отбывать наказание, но вместо этого бежал из страны.
«[Быть экстремистом] – это признание. Но, отсмеявшись, начинаешь думать: а какие проблемы влечёт за собой статус? С другой стороны, глядя на количество этих экстремистов и террористов, думаешь: это такая формальность…
К тому же у них левая рука не знает, что делает правая. У меня была информация, что я в розыске – а в этом списке написано, что я отбываю наказание. Ощущения противоречивые. Но я похожу, обдумаю день – и, наверное, мне понравится», – говорит он.
Что такое экстремизм в Беларуси? Владислав считает, что к ним относят людей, нелояльных ко власти. Он уверен, что понятие экстремизма в Беларуси сильно девальвировано:
«Кто не менты – те экстремисты. И даже менты экстремисты, если подписаны не на те Telegram-каналы, например, на [независимую газету] «Наша нива». В Беларуси меньшинство захватило власть и всеми силами старается удержать её. Оно старается сохранить власть на долго, но делает множество ошибок. Если власть задержится больше, чем на 10 лет – это будет исторический феномен. Но они разрушат неплохую экономику – и это проблема».
Сейчас в Беларуси 1332 человека признано полизаключёнными. За экстремизм и терроризм только за 2020-2021 годы заведено около 4200 уголовных дел.
Be the first to comment