Часть II. Унесенные ветром войны: как год спустя сложилась жизнь украинских беженцев в странах Европы

Ирина Кваша и одна из ее работ

После начала полномасштабной войны из Украины выехало более 17 миллионов человек. Столько же людей живет, например, в Нидерландах или Эквадоре. Сайт Верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщает, что только страны Европы приняли около восьми миллионов украинцев. Первенство в этом перечне государств занимает Польша, где согласно последним данным, проживает около двух миллионов беженцев из Украины. Читайте первую часть статьи здесь

Испания

Чуть больше года назад художница Ирина Кваша возглавляла созданную с “нуля” галерею VashArt в районном центре на Кировоградщине. Она писала картины, организовывала выставки и мастер-классы, экспериментировала и чувствовала себя в творчестве как рыба в воде. Но сегодня ее любимое детище больше не принимает посетителей, а сама Ирина вместе в 10-летним сыном живет в небольшой каталонской деревне Виласар-де-Мар в Испании.

– Мы поселились здесь 16 марта прошлого года, – объясняет Ирина. – Выехали из Украины 7 марта. Подруга, с которой мы вместе учились в университете, убедила, что надо ехать. В те дни было непонятно, где проходит линия фронта и что делать. Российские войска наступали в Киевской области. Знакомые и друзья, которые жили в Ирпене и Буче, писали о бесчинствах оккупантов. Вечером мы решили ехать, а утром я отнесла кота к соседке и мы выдвинулись в путь.

Ехали через Словакию. Сначала решили остановиться в Германии, но там никто не знал, что с нами делать. Если бы мы сразу поехали в большой город, все было бы иначе. Но мы приехали в Пассау, маленький городок на границе с Австрией. Нам сказали, что сначала нужно найти жилье и договориться с хозяевами, а потом ждать компенсацию от государства этим людям. Но никто не захотел нас брать. Хозяева жилья еще не отошли от предыдущей волны беженцев из Сирии, поэтому не горели желанием нарушать свою спокойную и размеренную жизнь.

В этот момент Ирина подумала об Испании как о возможном варианте временного пристанища. В 2019 году она привозила Барселону выставку картин “В будущее сквозь прошлое” и презентовала испанским почитателям украинское искусство. Поэтому решила попытать счастья в стране, где однажды пережила творческий подъем.

– По пути в Испанию мы ночевали в Париже в ангаре для беженцев и стояли в очереди за едой, – вспоминает Ирина. – Президент Украинской ассоциации Барселоны Ольга Дзюбан встретила нас на вокзале и отвезла в Красный Крест. Нас поселили в отеле, где мы прожили две недели. К счастью, в это время в консульство пришла семейная пара и изъявила желание принять маму с ребенком. Так мы поселились в доме Хавьера.

В день, когда Ирина с сыном уезжали из Барселоны, разразилась гроза. Небо было затянуто черными зловещими тучами. Когда приехали в Виласар-де-Мар, она вышла на террасу и замерла от восторга.

–  Над морем появилась радуга и подумала, что это добрый знак, – рассказывает художница. – Хозяева приняли нас очень приветливо, окружили заботой, обеспечили продуктами и всем необходимым для жизни, познакомили с местными жителями. Сын пошел в школу, выучил каталанский язык и осваивает испанский.

Ирина говорит, что не умеет сидеть сложа руки. Она открыла частное предприятие, чтобы легально зарабатывать в Испании своим творчеством. Начала разрисовывать и продавать футболки с украинской символикой, у семьи появились деньги. Под мастерскую художнице выделили пустующее помещение католической благотворительной организации Каритас.

Конечно, возможность трудиться есть не у всех. Беженцы, которые пребывают под юрисдикцией Красного Креста и других благотворительных организаций, получают помощь в виде жилья, питания и предметов первой необходимости.

– В августе прошлого года вышло постановление о выплате 400 евро на взрослого и 100 евро на несовершеннолетнего, но мы до сих пор этих денег не видели, – отмечает Ирина. – Недавно появились списки тех, кто прошёл отбор, и мы там есть. Однако период выплат помощи урезали – не шесть месяцев, а только четыре. И неизвестно, когда эти деньги придут…

Многие из знакомых земляков решили уехать из Испании, продолжает Ирина. Одни не смогли привыкнуть к новым условиям жизни. Часто они оказывались хуже, чем в Украине. Других не устроила работа обслуживающим персоналом, а без знания языка более выгодных вариантов не найти.

– Я месяц проработала уборщицей в ресторане, – говорит художница. – Похудев на 10 килограммов, поняла, что это не мое. Но, пока в Украине идет война, уезжать никуда не собираюсь. 

Косово

Среди европейских стран, которые с первых дней полномасштабной войны высказали готовность принять украинских беженцев, особенно стоит выделить Косово. Руководство частично признанного государства осудило развязанную Путиным войну против Украины и заявило о готовности принять 5000 украинских беженцев. Однако сегодня их едва ли наберется 100, включая 12 журналистов – участников международной программы “Резиденция в Косово”.

Причин, которые влияют на столь осторожный выбор места проживания, несколько. Прежде всего потому, что Украины нет среди стран, признавших Косово. Сказывается и ограниченный доступ к информации о государстве, граждане которого живут в состоянии перманентной тревоги из-за территориальных претензий соседней Сербии, и сравнительно невысокий уровень жизни. Тем не менее, Косово отменило визовый режим для украинцев и готово предоставить им все условия для проживания. Иногда даже лучшие, чем для своих сограждан.

Например, харьковчанка Ольга и ее сыновья первое время жили в социальном общежитии, где проживают беженцы из разных стран. Вскоре при поддержке офиса Верховного комиссара ООН по делам беженцев  UNHCR ей предоставили трехкомнатную квартиру, ежемесячное денежное пособие в 75 евро и ваучер на покупку продуктов питания и товаров первой необходимости, в общей сложности на 50 евро. Старший сын ходит в школу, обучение в которой оплачивает государство Косово. Для младшего ребенка, которому исполнился год, подарили коляску, одежду, игрушки. 

– Мы сами пережили войну 24 года назад и очень хорошо помним, что означает быть беженцем. Поэтому понимаем боль каждого украинца, вынужденного покинуть Родину из-за войны, – говорит руководительница приштинского офиса Иезуитской службы беженцев в Европе (JRS) Ориана Демалиай.

Участники программы поддержки JRS проходят интеграционные курсы, где изучают историю, культуру и конституционное устройство государства Косово, а также албанский и английский языки. Сотрудники международных миссий считают опыт Косово по работе с беженцами одним из лучших в Европе и рекомендуют для использования в других странах. Сами же косовары верят, что после окончания войны между Украиной и Косово установятся дружеские отношения.

Spaudos, radijo ir TV rėmimo fondas
Spaudos, radijo ir TV rėmimo fondas
You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES