Проблемы внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Украине

Refugees in Kyiv. Photo Anatolii Shara

После начала второго (первый этап весна 2014 г.) этапа войны РФ против Украины 24 февраля 2022 г. миллионы украинцев вынуждены были переселиться из зон боевых действий. Часть украинских граждан выехали за пределы Украины, где получили статус коллективной защиты, часть же осталась в Украине, но временно проживают в более безопасных регионах страны.

Многие из них испытывает различные трудности, связанные с поиском жилья, занятости, доступа к медицинскому и социальному обслуживанию. Согласно отчету Международной организации по миграции ООН, в разрезе по макрорегионам, большинство переселенцев в Украине – жители Востока страны (45% от общего количества). А переселились они в основном на Запад (37% от общего количества). Исходя из эмпирических и практических наблюдений признаками первой волны внутреннего переселения людей из зон боевых действия на безопасные территории Украины были:

– хаотичный характер переселения. В первые дни войны, люди из зон боевых действий выезжали хаотично и старались остановится в любых местах на Западной Украине, где была хоть какая-то возможность приюта либо же останавливались у знакомых, друзей, родственников и т.д.;

– Активное участие в расселении переселенцев властей местных территориальных общин и гражданского общества Украины. Общины Украины или территориальные общины, которые представлены местными избираемыми властями сыграли ключевую роль не только в первоначальном расселении и помощи переселенцам, но и в последующей их постоянной поддержки и частичной социализации. При этом деятельность представителей местного самоуправления была скоординирована с различными местными активистами и общественными деятелями, которые стали волонтерами;

– Активное участие международных гуманитарных организаций.  Огромную роль, особенно в помощи и расселении переселенцев в приграничных с другими европейскими странами территориях сыграли различные международные организации, которые, имея подобный опыт, полученный в других конфликтах, смогли наладить соответствующую инфраструктуру в Западных областях Украины.

В настоящее время, по прошествии, фактически 7 месяцев войны, анализируя ситуацию с внутренней миграцией можно проследить следующие тенденции:

1)          Невозможность установления точного количества реально проживающих переселенцев в конкретной области (громаде).  На сегодняшний день, практически сложно установить достоверную информацию о том, сколько переселенцев зарегистрировано и сколько реально проживает в конкретном населенном пункте. Главная причина такой сложности – перманентная миграции части переселенцев. Например, в Закарпатье, на начало апреля 2022 г. было официально зарегистрировано 110 тысяч человек. Однако по данным мобильных операторов в регионе на тот период было около 380 тысяч. внутренне перемещенных лица.

2)          Невозможность определения (выделения) точного количества группы ВПЛ из оккупированных территорий. После освобождения территорий Киевской, Сумской, Черниговской, Харьковской областей от войск РФ часть переселенцев из Западной и Центральной Украины предпочло вернуться в места своего постоянного проживания. Однако остается немалое количество переселенцев, из Восточных и Южных областей, которые пока не могут вернуться в свои дома, так как они оккупированы РФ. Сейчас отсутствует какая-либо информация о точном количестве именно такой группы переселенцев. Это, в свою очередь, усложняет процесс их социализации.

3)          Возникновение спонтанных мест компактного проживания переселенцев в отдельных громадах. На фоне сложившейся ситуации, хаотично начали возникать места компактного проживания ВПЛ, где в силу объективных экономических причин либо же руководство громады из-за личных соображений старается создать условия для социализации переселенцев. В основе таких соображений лежат два типа мотивации: экономическая и политическая. Через необходимость помощи переселенцам, многие политики и главы громад, рассматривают возможность привлечь международной помощи и грантов на поддержку инфраструктуры соответствующего города или села. Некоторые же общественные деятели на местах, заинтересованы в сохранении переселенцев из Юго-Востока у себя в населенном пункте как будущего электората с последующем их включением в списки и реестры избирателей.

Таким образом, по мере продолжения конфликта в Украине, высока вероятность того, что количество внутренне перемещенных лиц будет расти, соответственно, будет расти и нагрузка на инфраструктуру в Центральной и Западной Украине. В связи с резко ухудшающейся ситуацией на Юго-Востоке Украины, постоянными обстрелами этой территории со стороны РФ, фактически, неизбежным становится крупный гуманитарный кризис в Харьковской, Днепропетровской и Николаевской областях. Следовательно, из-за систематического разрушения инфраструктуры в этих регионах и наступления холодов, люди вынуждены будут покинуть многие населённые пункты и переехать в безопасные регионы Центральной и Западной Украины. Учитывая перенаселение этих регионов уже существующими беженцами из оккупированных регионов это может стать серьезным вызовом для местных властей и международных гуманитарных организаций.

Бузаров Андрей Игоревич, младший научный работник кафедры государственного управления и политических наук Клайпедского университета, кандидат философских наук.

You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES