Война и дети, как это объяснить

People at the railway station in Lviv. Photo Kovalchuk Victor UNIAN

В начале июня, Владимир Зеленский опубликовал волнующее видео (https://t.me/V_Zelenskiy_official/6463) о детях, которые стали жертвами войны. Мальчиках и девочках, которым еще жить и познавать мир. Младенцев, которые только родились и уже стали мишенью для “путинских” ракет, “шахедов”, артиллерии, военных. Детей не спасает ни расстояние от фронта, ни эфемерная безопасность тыла – они одинаково в опасности, как и те, кто оказался на линии огня. И это самое страшное, ведь уберечь их удается не всегда. Ежедневные ракетные обстрелы мирных городов или удары дронов по многоэтажкам приводят к трагическим последствиям – умирают гражданские. Часто среди погибших – дети, которых за время полномасштабного вторжения России погибло по меньшей мере полтысячи. Еще более тысячи пострадали от действий агрессора.

Задача каждой украинской семьи в таких условиях – спасение своих детей. Однако есть и те, кому не удалось выехать из зоны боевых действий или месяцами жить в подвале под оккупацией, или же регулярными массированными обстрелами. Такие дети испытывают большую психологическую травму. Они пугаются громких резких звуков, со страхом ждут ночи, боятся оставаться наедине. Все это мешает полноценно жить или приспосабливаться к новым условиям, даже социализироваться. Дети, которые пережили обстрелы или неделями не видели солнца, прячась по подвалам не могут оправиться даже оказавшись в безопасности.

Проходят месяцы, чтобы ребенок снова мог вернуться к более-менее нормальной жизни. Однако многое зависит именно от родителей и их поведения и реакции на происходящее. Ведь ребенок считывает на эмоциональном уровне все то, что происходит со взрослыми. Поэтому психологи советуют родителям оберегать свое чадо от негативного влияния воспоминаний о пережитом. Они должны формировать атмосферу безопасности и уюта, где бы они ни находились. Также ограничить доступ ребенка к шокирующим новостям или их обсуждению. Хотя информационный вакуум создать сложно, все же это действенный способ вернуть ребенку спокойствие. А еще нужно много слов поддержки, объятий и проявлений любви – эти простые действия, говорят психологи, непременно будут сдерживать деструктивные изменения в хрупкой детской психике.

Но, если дома еще можно мониторить то, чем занимается сын или дочь, то в школе с этим гораздо сложнее. Вся ответственность ложится на учителей. Со школьниками старших классов уже удается выстраивать конструктивный диалог, чтобы сформировать целостную картину того, что происходит в стране, оперируя категориями “исторический вызов”, “жертвенность”, “потеря”, “добро”, “зло”. А вот, как быть с детьми пяти, шести, семи лет, которые только-только начинают свое школьное обучение, что само по себе является достаточно стрессовым для детей, которые еще вчера посещали садики. Как говорить о войне с ними?

Учитель начальных классов – Наталья Фаринич тоже долго готовилась к встрече с первоклассниками, ведь до сих пор опыта работы в условиях полномасштабной войны не было. Да и откуда ему взяться на западе страны. Хоть школа и далеко от фронта, все же регулярные воздушные тревоги и неизвестность, куда эта ракета попадет, многое меняет в организации учебного процесса. Зная, что для россиян нет запрещенных целей, нужно максимально четко выполнять протоколы безопасности, чтобы уберечь детей от потенциальной угрозы. И вот в такие моменты они уязвимы, ведь лишены присутствия родителей или ощущения родных стен дома. Поэтому учителя стараются держать здоровую атмосферу и максимально отвлекать малолетних учеников.

“Сложно даются минуты и часы воздушных тревог. Находясь в укрытии, приходится отвлекать детей от плохих мыслей, переключать их внимание на всевозможные положительные моменты через игру, зарядку, чтение книг или даже пение патриотических песен”, – говорит учительница начальных классов. Добавляет, – “Впервые готовилась к работе с младшими школьниками в условиях войны. Было тревожно и непонятно – как об этом говорить? Как комментировать события, происходящие в стране? Детям по 5-6 лет! Но все оказалось намного проще. Дети, они искренние и откровенные, они все знают, многое уже понимают, смело говорят о войне.”

Но несмотря на пережитое и тотальную атмосферу опасности – главная цель педагога – не сформировать агрессию и злость в детских сердцах на фоне всех существующих ужасов. Ведь через призму детства формируется их будущее. Будущее в котором они должны быть ключевыми игроками, его двигателем. Поэтому так важно объяснять детям основное – разницу между злом и добром, правильными поступками и бесчестными, человечностью и жестокостью. Благо в таком возрасте детская психика гибкая и всегда тяготеет к норме. Однако война в Украине продолжается, что продолжает негативно влиять на ментальное здоровье подрастающего поколения. Тем не менее, маленькие украинцы демонстрируют зрелое понимание причин войны и осознают того, кто делает зло, а потому уверены в победе добра и света над низостью и жалостью, которыми так богат северный сосед. Дети, как и остальные взрослые верят в Победу и поддерживают своих защитников. Иногда, даже делают это куда эффективнее и креативнее, что мотивирует героев и побуждает их как можно быстрее выбить врага с украинской земли.

Spaudos, radijo ir TV rėmimo fondas
Spaudos, radijo ir TV rėmimo fondas
You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES