Может ли Беларусь напасть на Украину?

Belarus President A. Lukashenko and Russian President V. Putin
Belarus President A. Lukashenko and Russian President V. Putin AP/Scanpix

Беларусь участвует в агрессии России против Украины – подтвердил на на прошлой Александр Лукашенко. Значит ли это, что Беларусь планирует мобилизацию и нападение на Украину? Аннe Волынец oбъясняет историк и политический обозреватель Александр Фридман.

В начале войны Беларусь стала соучастницей агрессии против Украины – предоставила свою территорию для движения российских войск в сторону Киева, а также площадки для пуска не менее семи сотен ракет. При этом Лукашенко говорил, что делает всё, чтобы остановить кровопролитие. Но на на прошлой он подтвердил участие в агрессии:

«Что касается нашего участия в специальной военной операции – мы участвуем там, мы это не прячем. Но мы никого не убиваем, мы никуда не посылаем своих военных. Да, мы лечили людей, если нужно. Да, мы кормим», – сказал он на совещании по вопросам военной безопасности 4 октября.

Можно ли ждать эскалации ситуации и более активного участия страны в войне – объясняет Александр Фридман, немецкий историк родом из Беларуси.

 Ядерное оружие перечеркнёт попытки оправдаться

– Нападала ли Беларусь на Украину?

Правильнее будет сказать, что Лукашенко предоставил территорию для нападения. Но речь не только о том, что с территории Беларуси они осуществляли движение. Туда свозили награбленное и отходили военные преступники.

– Может ли Беларусь перейти к более активным действиям?

Возможно всё, от активного участия беларусских войск до ввода российских войск на территорию Беларуси.

США рассматривают как один из возможных шагов России по эскалации введение ядерного оружия на территорию Беларуси и оккупированную территорию Украины. Этот вариант не самый худший для Лукашенко: он даёт дополнительные гарантии для существования режима. Минус в том, что это выведет Беларусь в конфликте на иной уровень. Если за кулисами Лукашенко ведёт какие-либо переговоры – они закончатся.

Российскую армию легко пригласить и сложно вывести

В Балтийских странах господствует точка зрения, что Лукашенко давно сам ничего не решает, а Беларусь – оккупированная территория. Я полагаю, что это все-таки преувеличение – но действительно сомнительно, что он способен со своими силовыми структурами сопротивляться России.

Ему невыгодно также приглашать российскую армию, которую потом сложно вывести. Литовцам этот пример особенно понятен: советская оккупация стран началась с вввода контингента Красной Армии  в еще независимую Литву. Так и российские солдаты в Беларуси смогут быть в любой момент активированы для смещения режима Лукашенко.

– Сейчас военнообязанные россияне покидают страну, в том числе через территорию Беларуси. Беларусские власти декларируют, что будут их ловить. И недавно украинская разведка сообщила, что якобы в Беларуси разместят 20 тысяч мобилизованных россиян – возможно ли это?

В Литве, кстати, все начиналось именно с 20 000 красноармейцев. Абсолютно возможно, и это то, на что Лукашенко в итоге может пойти. Хотя в Москве от него ожидают и других шагов, которые могут еще больше дестабилизировать ситуацию в регионе. Это мобилизация беларусов, размещение российских войск, ядерного оружия, а также признание оккупированных областей Украины как части России. 

Лукашенко ищет нового патрона – Китай

На этой неделе Лукашенко пытался донести две вещи.

Первое – показать беларусам, Украине и Западу, что активного участия он не хочет. Он не хочет того, что было [в начале вторжения] – и такими словами создаёт базу для последующих оправданий, что его заставили. Он также пытается успокоить людей в Беларуси, что их не мобилизуют.

Второе – его риторика о том, что он участвует в спецоперации и поддерживает Россию. Она задействована намеренно, чтобы отвлечь от главного вопроса этих дней – признаёт ли он результаты «референдумов» на оккупированных территориях [Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областей].

Был ещё один важный момент, на который никто не обратил внимания. Лукашенко сказал, что во всём виноваты американцы, но их цель сначала разобраться с Россией и ЕС, а потом заняться более серьёзным врагом – Китаем. Так он заигрывает с Китаем и ищет нового патрона, от которого можно получить поддержку.

 Чего беларусы добились протестами 2020 года?

– Лукашенко превращается в хорошего героя?

Просто в данный момент его личный интерес (как можно меньшая вовлеченность в войну) совпадает с интересами беларусского населения, которому важно не попасть под жернова войны. Война рубит сук его режима, и ему невыгодно посылать воевать беларусов.

– Можно ли это связывать с протестами 2020 года?

Конечно. Ему нанесена травма 2020 года. Лукашенко прекрасно знает, какое количество людей выходило на улицы, и у него нет доверия к населению.

Само общество находится в состоянии страха. Это тихое болото, которое может забурлить, если ступишь не туда. Оно расколото на тех, кто симпатизирует России, Украине или тех, кто индифферентен – но в подавляющем большинстве они считают эту войну чужой.

Если пойдут повестки или груз-200 – это дестабилизирует режим. Но у Лукашенко может не остаться выбора, если на него нажмёт Россия или если будет нанесён удар с украинской стороны (или украинский, или российская инсценировка).

Если Лукашенко отправит войска – тогда беларусы станут частью братоубийственной войны. На борьбу с беларусской армией могут быть отправлены и беларусы, которые воюют в составе ВСУ.

– А оптимистичный есть?

Да. Тот, который в феврале-марте считался нереалистичным, да и сегодня особенно вероятным не является  – путч в Москве на фоне побед Украины  и отстранение Путина от власти. Это совсем не значит, что в Россию придет свобода и демократия. Но уход Путина снимет угрозу ядерной войны.

You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES