Запорожье. Бежать нельзя остаться.

Мариупольцы пакуют чемоданы и уезжают. Уже из Запорожья. Урок, который они получили в феврале –  научил бросать все тогда, когда кажется, что еще можно было бы потерпеть.  Город  под постоянными обстрелами. Разрушенные многоэтажки, разбитые машины  и жертвы среди мирного населения.  Николай Осыченко, который в Мариуполе руководил местным телеканалом и смог выбраться из города только в марте, сейчас в Фейсбуке обращается ко всем, кто в Запорожье:

«Быстрый совет от человека с опытом выживания в Мариуполе: постарайтесь вывезти детей,  женщин и стариков из города. Русские будут продолжать кошмарить город, они будут пытаться ввести людей в  панику, для этого они не брезгуют убийством мирных жителей. Будут обстрелы инфраструктуры, любых мест. Настоятельно рекомендую по возможности хотя бы на пару недель покинуть город».

Николай Осыченко объясняет, почему он пришел к таким выводам, и почему действовать нужно как можно быстрее:

«Я это делаю, потому что я категорически не хочу, чтобы жители Запорожья, в особенности дети и пожилые люди, то есть люди со слабой нервной системой, чтобы они жили под обстрелами. То, что мы видим за последние полторы недели, что Россия наращивает интенсивность обстрелов именно Запорожья, которое стало таким же прифронтовым городом, которым был раньше Мариуполь. Возле Запорожья сейчас сконцентрированы очень большие сухопутные силы русских, много техники. И, что самое жуткое для города это пусковые установки С-300 с модифицированными ракетами, которые могут бить но наземным целям. И вот именно этими ракетами чаще ночью, но и днем уже было, они обстреливают город. В чем проблема для Запорожья, в чем отличие от любого другого города? В том, что учитывая близость этих  пусковых остановок, они в районе Токмака. Время подлета ракеты до Запорожья 30 секунд. Учитывая близость ее запуска система ПВО не успевает даже заппилинговать ее, поэтому в Запорожье обычно вначале прилетают

ракеты, а потом уже запускается сигнал воздушной тревоги. То есть люди не знают, что в данный момент по ним что-то летит. И вот потому мы в данный момент имеем очень много погибших людей дома. То есть люди ночью спят, а в их дом прилетает С-300.

Николай до сих пор руководит Мариупольским телевидением. Сейчас его журналисты документируют истории мариупольцев для музея «Голоса мирных». Но искать свидетелей мариупольской блокады его коллеги продолжат уже в Киеве.  Потому что Николай эвакуировал их из Запорожья, как и свою семью. Ехать думали в конце октября, но война внесла коррективы.

«Меня интуиция начала из Запорожья выгонять где-то недели полторы тому назад. У меня такого внутреннего страха не было даже в Мариуполе. Там у меня было спокойствие, а здесь меня меня интуиция гонит: «Коля, все, нужно ехать». Мы выехали дня 4 назад тому, я вывез семью, а в воскресенье пришлось экстренно ехать за моими сотрудинками, их семьями и котами, которых они вывезли еще из Мариуполя, потому что возле того  места, где они жили ударили 4 ракеты. Ударили ночью, то есть люди спали. Выбиты стекла, много осколков, благо, что все живы, но поразбивало автомобили.  Наша служебная машина уничтожена вообще. Личные автомобили очень покарежены»,   – рассказывает президент Мариупольского телевидения Николай Осыченко.

Внимательно анализирует Николай и все заявления российской стороны, особенно после того, как оккупанты провели так называемый референдум в Запорожской области.

«Они начали делать заявления, что Запорожье это часть региона, который будет присоединен к России. То есть их не интересует, что люди думают, они себе четко на картах рисуют, что Запорожье это регион России. И они заявление делали, что пока мы не освободили Запорожье, столицей Запорожской области объявлен Мелитополь.  И самое важное это часть «пока не освободили».  Чтобы в кавычках «освободить» им нужно наступать.  Они прекрасно понимают, что за эти 8 месяцев вокруг Запорожья выстроена очень жесткая многолинейная система обороны, и наступать в лоб они не могут, потому что их там пацаны ждут. Там очень много наших ребят из Мариуполя. Они готовы, они на самом деле готовы. Но мы ничего не можем сделать с такого рода ракетными обстрелами.  А несколько дней назад добавились иранские дроны-камикадзе, то есть они начали запускать их по городу. Поэтому то, что я вижу — ситуация будет все хуже и хуже. От своих планов они пока отказываться не думают, соответственно, чтобы провести подобие наступления, им нужно, чтобы внутри была паника. Когда у гражданских паника, то военным не так легко. Это во-первых. Во-вторых удары по критической инфраструктуре, они касаются прежде всего мирных жителей, потому что у мирных жителей не будет электричества, воды,  отопления,  газа. Но в тако же мере они касаются и военных, потому что военным тоже нужно электричество. То есть они пытаются максимально закошмарить город, чтобы потом попытаться пойти на прорыв. Уже сегодня председатель Запорожской облгосадминистрации Александр Старух, он сказал, что по городу созданы мобильные и стационарные подразделения для борьбы с дронами-камикадзе. То есть это крупнокалиберные пулеметы, малоразмерные зенитные установки, которые будут передвигаться по городу и зенитки стационарные, которые будут установлены возле объектов критической инфраструктуры. То есть теперь жители Запорожья, при любой атаке дронов будут всегда слышать эти выстрелы, -рассказывает Николай Осыченко.

Из Мариуполя в Запорожье переехали тысячи горожан. Они в сейчас в шоке, -говорит Николай.  Для них это дежавю.

«В Запорожье сейчас на психику давит почти все. Центральный проспект закрыт, возле центрального проспекта запах гари, людей почти нет. Люди высиживают дома, машин мало. И вот мне это все больше и больше напоминает Мариуполь. Я понимаю, что Мариуполя там не будет точно, там не будет блокады. Но Николаев они из него сделать могут, то есть, если они подойдут немного ближе, то они смогут доставать до города РСЗО. И вот это будет жесть тогда.

Я призывают не то, что выехать всех. Нет, я призываю выехать женщин, детей и пожилых людей. Мужчины, которые работают в критической инфраструктуре, в полиции,  в МЧС, они разумеется должны работать дальше. Но женщины и дети этого всего видеть не должны. Я очень много общаюсь в мариупольскими, которые сейчас. Многие едут, а некоторым ехать некуда. Их никто нигде не ждет. А последние деньги они потратили на аренду жилья. И все, и у низ шок, паника, они не понимают, что им делать дальше. Ехать некуда. В Мариуполь возвращаться никто не хочет, а тот малый процент, который хотел бы — они не могут, потому что Васильевка закрыта. И я так понимаю, что Васильевку не откроют до какой-то ясности с боевыми действиями,  считает Николай.

Тем, кто остался без денег — обещают помочь общественники. Ассоциация женщин «Берегиня» помогает выехать в Польшу. Прежде всего, женщинам с детьми и пожилым людям.

«В первую очередь эвакуируем именно этих людей. Имеем хорошие отношения с такими же общественными организациями, такими же,  как наша. Например, в Варшаве есть общественная организация «HumanDok» и вот сейчас мы готовим рейс в Польшу опять. И они нам помогают с расселением, питанием. Люди выезжают, спасают свои жизни», – рассказывает председатель ассоциации женщин «Берегиня» Марина Морана.

Начиная с февраля эвакуировали уже больше 2 тысяч людей,  – говорит Марина Морана.  Очередной рейс — в эти дни. Едут в автобусе. Все бесплатно. Старт в Запорожье, дальше дорога на Львов, а затем — на Варшаву. Единственное, что мешает эвакуации это постоянные воздушные тревоги, рассказывает Марина. Но выезжать нужно, – считает женщина.

«Я не то что посоветую, я приведу пример. Когда мы делали в феврале эвакуацию из Мариуполя, многие говорили: «Нет — нет, я чуть позже. А позже потом не настало. Нужно брать себя в руки, нужно понимать, что мы живем в новых реалиях,  что реалии наши это война. И если это женщина с ребенком… Многие женщины с детьми, они говорят: «Ой, вы ж знаете, моего мужа не выпустят или еще что-то. Ой,  у меня же здесь дом. Но дом это наживное. Ребенок — нет».

Не держаться за «стены» и кирпичи,  советует и жителям других украинских городов. Правда, эвакуироваться оттуда сейчас куда сложнее, говорит Марина Морана.

«Ну, на сегодняшний день, но это не очень возможно — это Бахмут, это Авдеевка. Очень много обращений идет с Харькова. Очень много. К сожалению, из Харькова мы не можем помочь выехать, у нас нет такого ресурса. Что касается Юга Украина, до наc есть возможность, чтобы довезли военные и представители военно-гражданских администраций из населенных пунктов, которые сейчас находятся в зоне боевых действий», – рассказывает общественница.

На сегодняшний день в Украине уже больше 4 миллионов внутренних переселенцев. Это втрое больше, чем в прошлом году. Миллионы граждан выехали за границу и оформили  статус беженцев. Они – в безопасности и учатся жить без воздушных тревог. Не оглядываясь и не ожидая удара с неба.

You may like

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


RECOMMENDED ARTICLES